ТАЛЛИНН, 7 ноября 2023 г. – Государственный контролер Янар Хольм вчера передал спикеру Рийгикогу Лаури Хуссару годовой отчет Государственного контроля, в котором на этот раз основное внимание уделяется тенденциям в электросистеме Эстонии. Государственный контроль в своем обзоре подчеркивает, что вопрос о том, как обеспечить, чтобы бытовые и коммерческие потребители в Эстонии имели в будущем необходимое количество электроэнергии в любое время и по приемлемой цене, еще ждет конкретного и реалистичного ответа. Невозможно отложить принятие необходимых решений для минимизации риска как возможного дефицита электроэнергии, так и внезапного повышения цен, поскольку разработки в сфере энергетики требуют больших затрат времени и денег.
Долгосрочное планирование энергетической экономики Эстонии на протяжении многих лет сталкивалось с трудностями, и многие важные принципиальные решения все еще ждут своего принятия. Долгосрочное соглашение необходимо, прежде всего, об управляемых производственных мощностях, ускорении строительства парков ветрогенераторов, а также создании внутригосударственных электросетей и внешних электросоединений.
«Решения принимать непросто, поскольку есть много переменных, варианты тоже есть разные, и у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Практически невозможно предсказать, будет ли выбор, сделанный сейчас и на основе нынешних знаний, когда-нибудь в будущем считаться наилучшим из всех возможных,» – признал государственный контролер Янар Хольм. «Однако вопрос о том, может ли то или иное решение задним числом выглядеть так или иначе в будущем, не должен беспокоить тех, кто сейчас принимает решения, до такой степени, чтобы из-за боязни ошибиться необходимые решения имели тенденцию не приниматься вовсе. Худшим решением было бы не принимать решений».
Хотя план развития энергетики до 2035 года и далее (ENMAK 2035+) и составляется, из имеющихся рабочих материалов уже видно, что планируемые меры носят слишком общий характер. «Эстонии нужен не просто еще один новый план развития среди множества других планов, а чтобы в плане было указано, кто, что и когда делает и откуда берутся деньги, » – констатировал государственный контролер Янар Хольм. «К сожалению, эта информация на данный момент отсутствует в рабочих материалах».
Что касается возобновляемой энергии, эстонское государство поставило цель, чтобы к 2030 году в Эстонии производилось как минимум столько же возобновляемой электроэнергии, сколько в стране потребляется электроэнергии в течение года, но конкретного плана действий для достижения этой цели нет, и Министерство климата также не планирует его составлять. Потенциал возобновляемой электроэнергии до сих пор используется недостаточно. Хотя производство электроэнергии из солнечной энергии в последние годы и сделало в Эстонии большой скачок – с 0,03% от общего производства электроэнергии в 2016 году до 7,4% в 2022 году – производство ветровой энергии стагнирует. За последние 10 лет не было построено ни одного крупного парка ветрогенераторов.
Если после 2030 года возобновляемая энергия прибавится в запланированном объеме, у Эстонии будет достаточно мощностей по производству электроэнергии, но может возникнуть нехватка управляемых производственных мощностей, которые нужны, среди прочего, для обеспечения частоты электросети. Выбрать варианты развития и принять решения, необходимые для обеспечения управляемых мощностей, необходимо как можно быстрее. Следует избегать ситуации, когда запоздалые действия ограничивают возможности для выбора и не способствуют выходу на рынок новых и лучших мощностей.
Для достижения цели получения возобновляемой электроэнергии необходимо также укреплять и электросеть, поскольку свободные возможности для подключения исчерпаны. Острова и большая часть континента не имеют свободных мощностей для подключения новых производителей. Количество ходатайств, предложений и контрактов на подключение к сети в настоящее время значительно превышает объем свободной пропускной способности сети: их примерно вдвое больше, чем сеть может принять на данный момент.
До сих пор развитие сетей происходило в местах, выбранных разработчиками возобновляемой энергетики, исходя из возможностей компаний Elering AS, Elektrilevi OÜ и других сетевых операторов. Минклимату следует рассмотреть, как должно продолжаться финансирование строительства и реновации сетей, и решить вопрос о том, из каких источников должно осуществляться финансирование, чтобы необходимые с точки зрения государства инвестиции в сети могли быть осуществлены гораздо быстрее, чем это делалось до сих пор.
В планировании новых внешних электросоединений дело еще не дошло ни до выяснения рентабельности возможных проектов, ни до определения вариантов финансирования. Министерство климата рассматривало строительство четвертой линии электрического соединения между Эстонией и Латвией, третьей линии между Эстонией и Финляндией, а также морского кабеля между Эстонией и Германией, но ни по одному из электросоединений решение не принято, поскольку рентабельность проектов не анализировалась, и возможности финансирования строительства таких соединений неизвестны.
По данным Elering AS, управляемых производственных мощностей на эстонском рынке не прибавится как минимум до 2037 года. Прибавлению управляемых производственных мощностей препятствует неуверенность участников рынка. Опрошенные Госконтролем эксперты сочли маловероятным, что частные инвесторы захотят создать в Эстонии управляемые производственные мощности без государственной поддержки. Причиной этого является нерентабельность инвестиций, поскольку управляемые производственные мощности выходят на рынок в первую очередь тогда, когда не дует ветер, не светит солнце или когда производится мало возобновляемой электроэнергии.
Хотя предприниматели и заинтересованы в развитии вариантов накопления электроэнергии, но государство должно решить, будет ли оно способствовать выходу накопительных мощностей на рынок, и если да, то как это сделать. Одним из препятствий на пути развития рынка систем накопления электроэнергии является неполное видение развития электроэнергетической системы, т. е. неясно, какой объем аккумулирующих мощностей страна хочет использовать и для чего – например, для регулирования частоты или балансировки возобновляемой электроэнергии.
В Эстонии нет решений для эффективной реализации возможностей для управления потреблением электроэнергии. Предпосылкой для улучшения потенциала управления потреблением, т. е. способностью потребителей продавать свою готовность не потреблять электроэнергию в ситуации, когда спрос высок, является изменение законодательства. Необходимо было бы реализовать такую рыночную модель, которая позволила бы вовлекать потребителей таким образом, чтобы они также получали выгоду от отказа от потребления электроэнергии в моменты высокого спроса.
В конце 2022 года анализы как общеевропейской, так и региональной надежности электроснабжения впервые показали, что в 2027 году у Эстонии могут возникнуть проблемы с надежностью электроснабжения. Может возникнуть нехватка как рыночных производственных мощностей, так и мощностей по управляемому производству электроэнергии, которые необходимы, среди прочего, для обеспечения частоты электросети. В основе сценария риска лежит возможная ситуация, когда с 2027 года старые сланцевые производственные мощности в Эстонии перестанут быть экономически устойчивыми, в связи с чем собственник может принять решение о их закрытии. Ожидается, что к 2030 году будет иметься достаточно генерирующих мощностей, поскольку на рынке появятся мощности по производству электроэнергии из возобновляемых источников. Но тогда может случиться так, что управляемых генерирующих мощностей будет недостаточно для запуска или отключения в случае необходимости.
Компания Elering AS ежегодно проводила анализы надежности электроснабжения с перспективой примерно на десять лет, но до 2022 года ни в общеевропейском, ни в региональном анализе надежности электроснабжения не использовалась методика, которая учитывала бы экономическую устойчивость электрогенерирующего оборудования. Поэтому решением возможной проблемы с надежностью электроснабжения занялись только сейчас, когда возможности для этого сужены из-за ограниченного запаса времени.
В ситуации, когда анализ надежности электроснабжения показывает дефицит мощностей, государство может запросить у Европейской комиссии разрешение на государственную помощь для создания стратегического резерва мощностей по производству электроэнергии, что даст компании Elering AS право организовать торги с предложением более низкой цены и компенсировать победителю тендера расходы, связанные с поддержанием необходимых мощностей в готовности к запуску.
Запоздалое выявление проблемы с надежностью электроснабжения создало ситуацию, при которой в случае получения разрешения на государственную помощь вряд ли возникнет значимая конкурентная ситуация при проведении тендера. По всей вероятности, не удастся запланировать или построить новые мощности по производству электроэнергии, и, по всей вероятности, стратегическим резервом станут старые пылегазосжигательные котлы, принадлежащие компании Eesti Energia AS.
Если не удастся получить разрешение на государственную помощь для создания стратегического резерва, урегулирование ситуации будет зависеть от того, выйдут ли на рынок возобновляемые источники энергии и мощности ее хранения в ближайшие годы и насколько получится дополнительно управлять потреблением. Если этих возможностей недостаточно, Министерство финансов в принципе может обязать Eesti Energia AS поддерживать в достаточной степени управляемые производственные мощности за свой счет после 2026 года, чтобы обеспечить надежность электроснабжения.
Вопрос в том, сможет ли Eesti Energia AS нести убытки, вытекающие из этого обязательства, и если да, то в какой степени. Помимо прочего, необходимо учитывать, что поддержание производственных мощностей в рабочем состоянии требует постоянного обслуживания станций и содержания на работе необходимых людей, но при этом станции, вероятно, будут выходить на рынок лишь на несколько часов в год. Однако такая деятельность может нанести ущерб всему концерну Eesti Energia, в том числе его проектам в области возобновляемой энергии.
Если не будут решены проблемы достаточности производственных мощностей и внешних электросоединений, возникнет риск того, что цена на электроэнергию вырастет до неприемлемого для эстонского общества уровня. Если не будут приняты в срочном порядке решения о том, как обеспечить ресурсную достаточность в 2027 году и особенно после 2030 года, возникнет риск того, что цена на электроэнергию вырастет до уровня, который отразится на благосостоянии потребителей и станет препятствием экономическому развитию. Согласно правилам Евросоюза, государства-члены ЕС должны обеспечить прежде всего достаточную защиту так называемых «лиц, неспособных покупать энергию». В Эстонии лицами, неспособными покупать энергию, считаются те, кто имеет право на получение прожиточного пособия.
В Эстонии существует неоправданное региональное неравенство в поддержке лиц, неспособных покупать энергию – хотя цена на электроэнергию не отличается от региона к региону, при сравнении местных самоуправлений обнаруживается 16-кратная разница между наибольшим и наименьшим лимитом возмещаемых расходов на электроэнергию. Это означает, что при компенсации высокой цены на электроэнергию к получателям прожиточных пособий относятся неодинаково в разных частях Эстонии.
Следовало бы готовиться к исключительно высоким ценам на электроэнергию, а Министерству климата следовало бы разработать возможные схемы поддержки, которые исходили бы из потребностей потребителей в поддержке и которые могли бы быть быстро реализованы в случае необходимости. Высокая цена на электроэнергию в 2021/2022 годах показала, что в определенных ситуациях даже те потребители, которые не относятся к категории неспособных покупать энергию, чувствительны к цене на электроэнергию.
Общая информация
В аудите «Возможные варианты производства электроэнергии» (2012), проведенном 11 лет назад, Госконтроль подчеркивал, что важно планировать энергетическую экономику на государственном уровне на длительный срок вперед, и указывал, что необходимо решить, где и как Эстония будет получать электроэнергию через 15 или даже 30 лет. К сожалению, осенью 2023 года Госконтролю приходится констатировать, что эстонское государство на данный момент точно не знает, как обеспечить безопасность электроснабжения в 2027 году, когда исполнится ровно 15 лет с момента публикации вышеупомянутого аудита, и при необходимости заменить утрачиваемые производственные мощности или внешние электросоединения.
В этом году Государственный контроль опубликует также отчет на тему энергетики «Надежность электроснабжения в Эстонии», в центре внимания которого будет достаточность электромощностей в ближайшее десятилетие, синхронизация электроэнергетической системы Эстонии с континентально-европейским диапазоном частот, а также способность государства и поставщиков жизненно важных услуг (Elering AS, Enefit Power AS и Elektrilevi OÜ) работать в сфере электроснабжения при урегулировании чрезвычайной ситуации, вызванной перебоями в снабжении электроэнергией. А после этого будет опубликован отчет «Деятельность государства по развитию ветроэнергетики», в котором основное внимание уделяется наиболее важным препятствиям на пути развития ветроэнергетики и способам их преодоления, строительству электросети, необходимой для производства возобновляемой электроэнергии, а также деятельность по содействию строительству парков ветрогенераторов.
Прийт Симсон
Руководитель по коммуникациям Государственного контроля
+372 5615 0280
+372 640 0102
[email protected]
[email protected]
http://www.riigikontroll.ee/
-
Размещено
06.11.2023 11:30
-
Дата последнего изменения:
17.11.2023 10:08
-
Последний прoсмотр:
17.11.2023 10:08