Ответы госконтролера Эстонской Республики Янара Хольма на вопросы руководителя представительства агентства ТАСС в странах Балтии Евгения Антонова от 19.09.2019

Размер шрифта: [-A] [+A]

Язык: EST | RUS | ENG

Распечатать

(ТАСС обратилось с вопросами к государственному контролеру Эстонии в связи с проведением в Москве с 23 по 29 сентября 13-го съезда Международной организации высших органов государственного контроля (INTOSAI), в котором участвует и делегация представителей Государственного контроля Эстонии.)

 

Вопрос: Как Вы можете оценить опыт России в государственной аудиторской деятельности?

Ответ: Опыт в государственной аудиторской деятельности Россия накапливала на протяжении нескольких столетий. По мере изменения форм государственности культура аудиторской деятельности наращивала новые слои и обретала новый опыт. Россия в рамках сотрудничества с Международной организацией высших органов государственного контроля (INTOSAI) может предложить как полезный опыт минувших лет, так и свежие ракурсы решения проблем. Девиз INTOSAI гласит: Experientia mutua omnibus prodest («Взаимный опыт приносит пользу всем»). Российский высший орган государственного контроля является профессиональным партнером на международном уровне и активным членом INTOSAI, возглавляя рабочие группы и участвуя в многочисленных инициативах.

Государственный контроль Эстонии имеет приятные и построенные на взаимоуважении отношения с российским высшим органом государственного контроля, которые приносят и практическую пользу: во время визита председателя Счетной палаты Российской Федерации в Эстонию в 2010 году была достигнута договоренность относительно проведения двух совместных аудитов. Первый из них касался деятельности государственных органов, обеспечивающих пересечение границы товарами и транспортными средствами, а второй – обеспечения охраны среды Чудского озера как части границы между Эстонией и Россией и экономного использования пограничных водоемов. По мере потепления климата вопросы охраны окружающей среды становятся актуальнее во всем мире. Это был первый подобного типа совместный проект двух высших органов государственного контроля Эстонии и России.

Аудиты были проведены успешно, в результате чего руководившие тогда этими органами Михкель Овийр и Сергей Степашин подписали в марте 2012 года в Ивангороде документы, касающиеся общей части параллельных аудитов двух государств. 2013 января в Санкт-Петербурге состоялась встреча государственного контролера Эстонии и председателя Счетной палаты Российской Федерации. На встрече стороны проанализировали, произошел ли и в какой степени сдвиг в решении тех проблем, которые выяснились в ходе параллельных аудитов в области организации пересечения границы и состояния Чудского озера, проведенных год назад высшими органами государственного контроля Эстонии и России.

Руководители высших органов государственного контроля обеих стран подчеркнули важность рационального и взаимовыгодного сотрудничества.

 

Вопрос: Надо ли что-то менять в государственной аудиторской деятельности и общих принципах работы Счетных палат в мире?

Ответ: Да, высшие органы государственного контроля во всем мире сейчас стоят перед выбором дальнейшего пути. Развитие информационных технологий настолько изменило мир вокруг нас, что уже невозможно работать по-старому, когда аудиторы оглашали свои выводы через год, а то и после нескольких лет изучения проблемы. Принимающим решения лидерам нужны гораздо более быстрые оценки и данные.

Аудиторы из разных стран не раз говорили мне, что нашей главной задачей является именно проведение аудитов. Но это не так. Аудиторская деятельность – лишь один метод нашей работы, одно из средств получения информации. Мы должны стремиться способствовать умному функционированию общественного сектора и принимать важные решения в интересах общественности, тщательно взвешивая исчерпывающую информацию.

Нельзя осуществлять такую миссию и решать управленческие проблемы с ограниченным набором инструментов. Поскольку процесс принятия решений в министерствах и общественных организациях изменился, высшие органы государственного контроля должны идти в ногу со временем и приспосабливать свой инструментарий под новые условия. Это вполне достижимо без потери нашей неподконтрольности. Для этого нужно разрабатывать новые инструменты/изделия – скоростные аудиты, краткие отчеты, обоснованные мнения и т.п. – и применять их в соответствии с нашим мандатом, своевременно и только там, где это необходимо для нашей миссии и функции.

Информация полезнее всего при ее доступности вовремя и в правильной форме. До сих пор превалирует ретроспективный аудит, когда общественность успокаивают отчетами о результативности прошлой политики и целесообразном расходовании ресурсов. Да, это важно, но мы должны заглядывать в будущее. Для меня все насущнее становятся мониторинг формулирования политики в настоящее время и предоставление информации общественности вместе с консультациями в рамках процесса формулирования политики. Вспоминается старая эстонская поговорка: мудрость задним числом не поможет. Эта сентенция все больше касается и аудиторской деятельности.

Но роль высшего органа государственного контроля исключает его участие в процессе формулирования политики, то есть он не может отвечать за политические решения, но обязан вмешиваться в качестве эксперта, если при осуществлении надзора или изучении результатов завершенных аудитов он замечает, что аргументация политического выбора содержит объективные проблемы: неточные анализы, ошибочные сметы, игнорирование ключевых аспектов или части имеющейся информации и т.д.

Являются ли консультации и предоставление информации в рамках формулирования политики вмешательством в политическую деятельность? Да, если эти действия принимают форму рекомендаций высшего органа государственного контроля в пользу того или иного конкретного решения. Подобное вмешательство высшего органа государственного контроля недопустимо, ведь оно не предусмотрено его ролью и сутью решаемых задач. Но консультации и предоставление информации в рамках формулирования политики в интересах повышения качества принимаемых решений не является вмешательством в политическую деятельность, если высший орган государственного контроля при этом акцентирует аргументацию с объективным оцениванием политического выбора. Черта, за которой начинаются ценности и обычаи формулирования политики, также служит чертой для консультационной функции высшего органа государственного контроля, и ее распознавание является одной из важнейших задач современного аудитора и его руководителя.

Считаю, что высшие органы государственного контроля ведут себя безответственно, спокойно наблюдая за принятием и претворением в жизнь решений, основанных на ошибочных анализах или оспариваемых аргументах, и лишь спустя годы, после длительных аудитов, констатируя проблемы, которые были заметны еще перед принятием решения. Конечно, это удобный подход с минимальными рисками для себя, но он не соответствует миссии по меньшей мере моей организации.

И если наши результаты появляются слишком поздно, то они бесполезны, а порой даже смешны. Если мы ничего не предпримем, то довольно скоро станем свидетелями уменьшения влияния слов и дел высших органов государственного контроля.

Дигитализация обмена информацией в общественном секторе, взаимосвязанные инфосистемы и широкий спектр э-услуг позволяют нашему обществу получать в реальном времени актуальную информацию почти по любой политической теме.

Но доступность данных – это не только удобство, но и ответственность. Как уже было отмечено, роль и миссия Государственного контроля Эстонии – способствовать умному функционированию общественного сектора и принимать важные решения в интересах общественности, тщательно взвешивая исчерпывающую информацию. Исходя из вышесказанного, мы должны обеспечивать максимально быстрое протекание данного процесса, действуя профессиональным образом и с использованием всей доступной информации. Сбор и проверка информации сегодня занимают гораздо меньше времени по сравнению с прошлым десятилетием. Мы можем задействовать супермассивы данных (big data), выполнять более точные анализы (advanced data analytics) и т.д. Развитие концепции э-государства требует реорганизации работы высших органов государственного контроля. Этот вызов обусловлен нашей эпохой.

В следующем году Государственный контроль Эстонии готовится взять на себя руководство рабочей группой Европейской организации высших органов государственного контроля (EUROSAI) по информационным технологиям, и мы надеемся на сотрудничество с нашими российскими коллегами в составе данной рабочей группы для обмена опытом – чтобы инструментарий аудиторов пополнялся ИТ-средствами труда на благо наших стран и народов.

  • Размещено 19.09.2019 0:00
  • Дата последнего изменения: 20.09.2019 11:34
  • Последний прoсмотр: 20.09.2019 11:34

Дополнительные материалы

Внешние ссылки

Остальные новости: