ТАЛЛИНН, 25 января 2018 – По оценке Государственного контроля министерство окружающей среды приступило к более точному планированию защиты подземных вод, но из-за связанного в основном с добычей сланца и сельским хозяйством влияния улучшение ситуации с находящимися в плохом состоянии бассейнами подземных вод займет больше времени, чем осталось до установленного в Европейском Союзе в качестве общей цели 2021 года. Из 39 бассейнов подземных вод Эстонии в плохом состоянии по разным причинам находятся 8 и в хорошем, но находящемся под угрозой состоянии - 10 бассейнов подземных вод.
Запасы подземных вод в Эстонии большие, и большей части населения Эстонии доступна чистая питьевая вода. Несмотря на это, в Эстонии имеется более 200 000 человек, хорошее качество колодезной воды которых может ухудшиться из-за проистекающего из сельского хозяйства нитратного и пестицидного загрязения, добычи полезных ископаемых или даже неочищенных сточных вод домашних хозяйств. Слишком интенсивное вычерпывание воды также может влиять на качество подземных вод. Наблюдения и исследования до сих пор не дали хорошего обзора того, насколько велико влияние источников нагрузки на подземные воды. Данные, на основании которых можно было бы оценить состояние подземных вод и сделать достоверные прогнозы, к сожалению, непоследовательные. Настоящие информационные системы также не позволяют получить быстрый обзор необходимых данных, в том числе данных собственного наблюдения предприятий. Но решениями начали заниматься, и это уже положительно.
Аудит Государственного контроля показал, что загрязнение подземных вод нитратами выросло, и основным источником нитратов считается внесение удобрений. В подверженной значительному влиянию добычи сланца Ида-Вирумаа состояние подземных вод также не улучшилось, и посредством разрешений на добычу не установлены меры, которые могли бы в будущем предотвратить наносимый подземным водам ущерб.
Государственный контроль нашел, что, несмотря на то, что в Эстонии удобрения используются меньше, чем в среднем по Европе, уменьшение проистекающего из сельского хозяйства диффузного загрязнения требует больше внимания, чем раньше. Ограничение диффузного загрязнения особенно важно в районах с незащищенными подземными водами, где загрязняющие вещества быстрее попадают в подземные воды. Предельные нормы использования азотных удобрений в чувствительном к нитратам районе Пандивере-Адавере скромнее по сравнению с реальным использованием удобрений и не исключают, таким образом, рост загрязнения нитратами. Загрязнение помогло бы ограничить и соответствующее требованиям рассыпание удобрений, но государство недостаточно это проверяет. За последние пять лет вполовину увеличилось и использование средств для защиты растений, которые оставляют остаточные вещества в подземных водах. Исследования подтверждают, что в 17%-х наблюдательных колодцев средней глубины, находящихся в чувствительном к нитратам районе, содержание нитратов в воде было настолько высоким, что ее не рекомендуется использовать в неочищенном виде в качестве питьевой воды.
Чистота подземных вод во многом зависит от осведомленности фермеров в вопросах окружающей среды – производить в незащищенных районах умереннее, уменьшая в этой степени необходимые в производстве удобрения и средства для защиты растений, которые могут попадать в подземные воды. На эти цели должны быть также направлены выплачиваемые государством пособия по окружающей среде, которые до сих пор не оказали достаточного влияния.
Загрязнению подземных вод способствуют и сточные воды населенных пунктов, которые в достаточном объеме не собираются общей канализацией. Масштаб проблемы для подземных вод невозможно точно оценить, поскольку у государства и местных самоуправлений нет обзора, где находятся индивидуальные системы обработки сточных вод людей и в каком они состоянии. Местные самоуправления не проверяют, герметичны ли резервуары и регулярно ли они опустошаются.
В Эстонии имеются районы, где выкачивание подземных вод и забор воды для бытовых нужд значительно влияют на состояние подземных вод. В Ида-Вирумаа ими являются сланцевые шахты, где объем выкачиваемых из шахт подземных вод в четыре раза больше, чем количество потребляемой во всей Эстонии бытовой воды. Несмотря на то, что в экологические разрешения шахтеров добавлены смягчающие меры, их влияние мало. Министерство окружающей среды признает непредотвратимость проистекающего из добычи ископаемых влияния. В Харьюмаа, где влияние на запасы подземных вод самое большое, запасы переоценены и перераспределены, чтобы во всех районах можно было использовать качественные подземные воды. Чрезмерный забор воды на побережье может вызывать вторжение морской воды и сделать подземные воды непригодными для питья.
Государственный контролер Алар Карис сказал, комментируя результаты аудита, следующее: „Когда мои коллеги из иранского государственного контроля опубликовали шесть лет назад один из своих экологических аудитов, который рассматривал запасы воды, они в начале аудита, обосновывая значимость вопроса, ссылались не на какой-нибудь документ правительственной программы, а на самое с их точки зрения святое – Коран. „В исламе вода обладает особым статусом. В святом Коране Аллах подчеркивает, что все живые существа зависят от воды, человек должен задуматься об этом и быть благодарен за воду, как за благословение. Одна возможность быть благодарным Аллаху за это благословение - это использовать воду должным образом и избегать ее загрязнения", - пишется в аудите.
Все сказанное звучит актуально в любом религиозном или культурном пространстве и могло бы быть общим основным принципом и для аудита Государственного контроля Эстонии, который рассматривает наши подземные воды и их сохранение. Уже десятки лет в мире звучат предупреждения, что будущие войны будут вестись не из-за нефти, а из-за воды. Открывая дома водопроводный кран или зачерпывая воду из колодца, мы, к сожалению, не задумываемся о том, что более миллиарда людей страдают от недостатка воды, что от чистой воды зависит жизнь, экономика и благополучие. Эстония является одним из тех счастливых мест в мире, где подземных вод в изобилии и почти в каждом уголке страны можно построить колодец и брать оттуда питьевую воду.
В то же время в Эстонии есть районы, где состояние подземных вод не хорошее. На него влияют множество факторов, в том числе добыча сланца, а также сельское хозяйство, в результате которого загрязнение проистекает из хранилищ навоза и удобрений, а также использования на полях средств для защиты растений и удобрений.
Неважно, кто читает Библию, Коран, Микиту или для него свято коалиционное соглашение, мы все живем на одной планете и наши проблемы, в том числе сохранение запасов чистой воды и бережное использование воды, общие.“
Справочная информация
Из 39 бассейнов подземных вод Эстонии в плохом состоянии или в хорошем, но находящемся под угрозой 18. Европейский Союз поставил цели для улучшения состояния водной среды – все водоемы и подземные воды должны достичь хорошего состояния к 2021 году (часть не 2027 года).
Государство выделило на 2015–2021 годы для защиты состояния подземных вод посредством программ водного хозяйства 58 миллионов евро. К ним добавятся инвестируемые в системы питьевой воды и сточных вод 140 миллионов и связанные с защитой воды пособия программы развития сельской жизни в размере 260 миллионов.
Государственный контроль оценил, обеспечивает ли организованная министерством окружающей среды и министерством сельской жизни деятельность, чтобы людям обеспечивалась безопасная питьевая вода в настоящее время и в будущем, а также чтобы сохранялись зависящие от подземных вод реки, озера и болота. Из влияющих на подземные воды видов деятельности аудит был осуществлен в отношении сдерживания влияния, сопутствующего сельскому хозяйству, сточным водам неподключенных к общей канализации хозяйств, добыче полезных ископаемых и забору воды.
Хелерин Кырвемаа
консультант
+3726400704
+37253443704
[email protected]
[email protected]
www.riigikontroll.ee
-
Размещено
25.01.2018 11:00
-
Дата последнего изменения:
25.01.2018 12:13
-
Последний прoсмотр:
25.01.2018 12:13