ТАЛЛИНН, 25 августа 2010 г. – Государственный контроль установил, что распределенные государством в 2004–2009 гг. более семи миллиардов крон пособий на предпринимательскую деятельность не помогли укрепить конкурентоспособность эстонской экономики в целом – малая производительность предприятий и их экспортная способность, являющаяся основой конкурентоспособности экономики, существенно не увеличились при поддержке государства.
Это особенно серьезная проблема в нынешней экономической ситуации, потому что уровень жизни жителей Эстонии, а также его снижение и рост зависят от конкурентоспособности экономики Эстонии. Причиной слабого влияния пособий на предпринимательскую деятельность является жесткая, неакцентированная и разрозненная система предоставления пособий, которая стремится одновременно заниматься очень многими проблемами предпринимательской деятельности и часто не учитывает реальные потребности предприятий.
Результаты аудита подтверждают более ранние точки зрения экономических экспертов, что система государственных пособий на предпринимательскую деятельность приносила пользу одиночным, отдельно стоящим (мало интегрированным с эстонской экономикой) предприятиям, и существенного улучшения экономических показателей и сотрудничества между предприятиями в этот период не отмечается. Хотя влияние пособий может проявиться в более далеком будущем, предприятия дали скептическую оценку также и ожидаемому влиянию пособий.
Основной причиной многих проблем является обстоятельство, что со стороны государства отсутствует интерес к оценке воздействия предпринимательской политики. У Министерства экономики и коммуникаций отсутствуют сведения о том, повлияли ли на предпринимательскую деятельность и в каком направлении распределенные через EAS (Фонд содействия развитию предпринимательства) и KredEx пособия, гарантии и кредиты. Это усиливается основанным на деньгах Европейского Союза формированием политики (в 2010 году из пособий на предпринимательскую деятельность 90% составляют деньги Европейского Союза), которое многие годы в основном имело в виду распределение денег, т. е. скорее желали рапортовать об эффектных процентах использования, не обращая особого внимания на то, есть ли польза от этих использованных денег.
В настоящее время ответственность при планировании предпринимательской политики возложена на плечи предприятий, однако предприятия, предпринимательские организации и специализированные союзы к формированию политики по сути не привлекаются, и хорошо известно, что большинство представительских организаций не в состоянии предоставить целостное и качественное введение в формирование политики. Обратная связь от руководителей предприятий показывает, что предприятия в первую очередь узко сосредоточились на своих проблемах и продуманной точки зрения в области предпринимательской политики государства в целом у них нет и не должно быть, поскольку это является задачей Министерства экономики и коммуникаций.
По оценке Государственного контроля, предпринимательская политика в Эстонии нуждается в основательном изменении. Вместо технического распределения денег Европейского Союза следует интегрировать все различные и на данный момент разобщенные, но способствующие развитию предпринимательской деятельности меры – образование, фундаментально-прикладную научную деятельность, систему налогообложения, касающуюся предпринимательской деятельности регуляцию и пособия, чтобы повысить конкурентоспособность эстонской экономики. Поскольку в нынешней экономической ситуации трудно представить, что кроме денег Европейского Союза в предпринимательскую деятельность будут направлены дополнительные деньги, то тем важнее начать сразу готовиться к следующему финансовому периоду ЕС – 2016–2020 гг.
Следующее планирование предпринимательской политики следует начать уже в конце 2010 года, чтобы изменения вступили в силу вместе с утверждением новой предпринимательской политики в 2013 году. Государственный контроль рекомендует на основании результатов аудита подготовить более долгосрочную программу деятельности, предпосылкой которой является создание при Министерстве экономики и коммуникаций рабочих групп, базирующихся на сферах деятельности предприятий; эти группы привлекли бы также имеющуюся компетенцию как EAS и KredEx, так и специализированных союзов и предпринимательских организаций.
По словам Тармо Олго, главного контролера Государственного контроля, государство должно помимо усиления общей позиции государственных финансов обратить особое внимание на преобразование структуры и повышение конкурентоспособности эстонской экономики, чтобы следующий период экономического спада не сопровождался такой большой безработицей, как сейчас. В долгосрочной перспективе от успеха предпринимательской политики государства зависит благополучие каждого жителя Эстонии.
Министерство экономики и коммуникаций обещало учесть большинство рекомендаций Государственного контроля, выразило Государственному контролю признание за масштабную аналитическую работу, но не согласилось с основными выводами аудита.
Министр финансов нашел, что если при опоре на предложения Государственного контроля будет разработана целостная предпринимательская политика, где наряду с пособиями для достижения целей предпринимательской политики будет взвешено использование также и других средств воздействия (налоги, регулятивные ограничения и т. п.), то тогда можно взвесить направление дополнительных денег в данную область. Министр придерживается точки зрения, что обоснованием предоставления пособия не может быть аргумент, что другие государства поддерживают свои предприятия.
Для фона
По утверждению Министерства экономики и коммуникаций, отвечающего за управление областью, начиная с 2004 года перед предпринимательской политикой в Эстонии стояли две сквозные цели: превратить предприятия в более производительные и повысить их экспортную способность. Эстонское государство распределило в 2004–2009 гг. через Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS) и Целевое учреждение гарантирования кредитов и экспорта (KredEx) около 7,4 миллиарда крон пособий на предпринимательскую деятельность, чтобы улучшить конкурентоспособность эстонской экономики.
В ходе проверки сравнили, выросли ли производительность и добавленная стоимость предприятий, получивших в 2004–2009 гг. финансовую поддержку, по сравнению с предприятиями (контрольная группа), не получившими такой поддержки, быстрее и повлияли ли они на показатели конкурентоспособности Эстонии в целом. Для оценки Государственный контроль опросил с помощью Департамента статистики предприятия, которые действуют в Эстонии в сферах деятельности с большей добавленной стоимостью и экспортным потенциалом (эти сферы деятельности составляют на основании дохода от продаж в 2008 году приблизительно 30% от эстонской экономики). В опросе участвовало 1881 предприятие. В вопроснике предприятия оценивали влияние полученного пособия на свою хозяйственную деятельность, что Государственный контроль в сотрудничестве с Департаментом статистики сравнил с реальными экономическими показателями предприятий и показателями конкурентоспособности контрольной группы.
Положение эстонкой экономики и замечания
Развитие эстонкой экономики как целого показывает, что в период 2005–2007 гг. происходил быстрый рост (составив на самом высоком уровне всё же только 65% от среднего ЕС-27), но он был обусловлен в первую очередь взрывным увеличением рынка недвижимого имущества и внутреннего потребления, а не ростом конкурентоспособности на внешних рынках. Иллюзорность роста во время экономического бума подтверждается также фактом, что в условиях кризиса показатели производительности в Эстонии по сравнению со средним ЕС-27 ухудшились.
Из предприятий, получивших от государства пособие на наращивание производительности, только пятая часть отметила существенное влияние этого на производительность. Пособия не имеют большого влияния на возникновение экспортеров. Согласно исследованию, предприятия отметили определенное влияние пособий, направленных на рост экспорта (в зависимости от пособия 16–57% ответивших), однако по оценке Государственного контроля этого недостаточно, учитывая, что речь идет о пособиях, направленных непосредственно на рост экспортной способности.
В эстонской экономике в целом слабость экспортной способности отразилась в малом экспорте уже во время бума, в кризисный период она упала еще больше. Общая стоимость экспорта в 2009 году была меньше, чем в 2006 году – декларируемые сейчас показатели роста происходят от большого спада предыдущего года и низкой базы сравнения. Небольшое количество сильных эстонских предприятий, осуществлявших экспорт и во время бума (например в обрабатывающей промышленности), были главными среди тех, на кого повлияло сужение внешних рынков, и эти предприятия восстанавливаются сейчас быстрее всего вместе со стабилизацией внешних рынков. Тем самым уравновешивание объемов экспорта и импорта в последнее время обусловлено не ростом конкурентоспособности эстонской экономики, а сильно уменьшившимся внутренним потреблением.
Хотя в небольшом государстве вход на более крупные экспортные рынки предполагает сотрудничество между предприятиями, согласно проведенному Государственным контролем исследованию эстонские предприятия не видят в сотрудничестве ресурс развития, и пособия не смогли изменить это понимание. Расходы на развитие осуществляет в Эстонии главным образом небольшое количество предприятий, действующих в области высокой технологии, информационно-коммуникационной технологии, биотехнологии и технологии материалов.
Проведенное Государственным контролем исследование установило, что проблемы в сферах деятельности эстонской экономики различаются. В различных сферах деятельности по разному видят факторы, препятствующие росту конкурентоспособности, по разному оценивают влияние пособий, выделенных до сих пор государством, и желают получить государственную поддержку в разных формах. Знание таких различий необходимо для разработки эффективных мер, обеспечивающих рост конкурентоспособности. Знание общих проблем экономики недостаточно для достижения целей виляния.
В то же время для небольшого государства с открытой экономикой существенно поставить целью и на последующие годы увеличение именно экспорта с высокой добавленной стоимостью и серьезно отнестись к достижению этой цели.
Аудиторы готовы при желании дать дополнительные разъяснения.
Тоомас Маттсон
Руководитель пресс-службы Государственного контроля
+372 513 4900
+372 640 0777
[email protected]
-
Размещено
25.08.2010 10:49
-
Дата последнего изменения:
10.11.2015 18:05
-
Последний прoсмотр:
10.11.2015 18:05