TАЛЛИНН, 5 января 2010 г. – По оценке Государственного контроля, в местных самоуправлениях не проводится систематическое внедрение мер организации труда, которые предотвратили бы опасность возникновения коррупции. В нескольких самоуправлениях были нарушены ограничения, действующие в отношении должностных лиц, в результате чего возникла опасность коррупции.
С точки зрения предотвращения коррупции первостепенной задачей является соблюдение принципов прозрачности и открытости при руководстве учреждением, но, по оценке Государственного контроля, в проверенных местных самоуправлениях в основном не проводилась проверка деятельности должностных лиц с целью предотвращения коррупции. Нередко в качестве обоснования бездействия приводилось утверждение, что коррупционные действия исключаются благодаря наличию у чиновников хорошего обзора о деятельности других чиновников. Однако результаты аудита не подтвердили обоснованность такого утверждения. Выборка аудита состояла из 15 местных самоуправлений, имеющих разные размеры и расположенных в разных местах, что позволяет сделать обобщённое заключение о наличии системных проблем.
Во многих проверенных самоуправлениях, по сути, отсутствовал обзор о том, на каких чиновников распространяются обязанности, установленные в Законе о борьбе с коррупцией. Государственный контроль нашёл, что в 6 проверенных самоуправлениях был нарушен запрет на участие в сделках с коммерческим товариществом или с прочим товариществом, связанным с чиновником. В каждом третьем проверенном самоуправлении должностное лицо нарушило запрет на ведение посторонней деятельности, выходящей за рамки должностных обязанностей. Процедурные правила, необходимые для предотвращения возникновения конфликта интересов у должностного лица, не выполнялись в 2/3 самоуправлений. С другой стороны, можно привести и некоторые положительные примеры, когда необходимость отстранения должностного лица от принятия коррупционных решений была зафиксирована в протоколе органа местного самоуправления.
Возможности контроля, связанные с публикацией информации для общественности, не были обеспечены в требуемых пределах в 4/5 от общего числа проверенных самоуправлений. Отдельного внимания заслуживает факт, что во всех проверенных самоуправлениях заключались сделки с товариществами, с которыми были связаны члены собрания или управы.
Анализ Государственного контроля показал, что среди членов собраний и управ местных самоуправлений Эстонии, а также среди чиновников имеется значительное число тех, кто связан с деятельностью какого-либо частноправового товарищества, являясь членом правления или совета товарищества либо акционером/собственником товарищества. Такая связь имелась между ок. 2800 представителями местных самоуправлений и ок. 4500 товариществами. Несмотря на то, что анализ был проведён ещё до выборов в местные самоуправления в 2009 году, количество таких связей, по оценке Государственного контроля, было примерно на том же уровне и после состоявшихся в октябре выборов, так как круг лиц, связанных с местными самоуправлениями, остался в общих чертах неизменным. Анализ Государственного контроля охватил на тот момент всех членов волостных/городских собраний и управ, а также чиновников, число которых составило около 8500.
Государственный контроль очень высоко ценит то, что люди проявляют активность в сфере предпринимательства, но при этом обращает внимание на то, что посторонняя деятельность руководителей и чиновников местных самоуправлений и широко распространённое участие в деятельности частноправовых товариществ является обстоятельством, которое никак нельзя оставить без внимания в работе по предотвращению коррупции в местных самоуправлениях.
Связь должностного лица с деятельностью какого-либо частноправового товарищества сама по себе не является проблемой, но может стать таковой, если в местном самоуправлении не осознают обязанность должностного лица воздерживаться от запрещённых сделок. Опасность таких сделок тем выше, чем чаще такое товарищество становится деловым партнёром местного самоуправления в рамках своей экономической деятельности. По оценке Государственного контроля, во избежание такой опасности, люди, работающие в местных самоуправлениях, должны очень хорошо осознавать опасности, связанные с деятельностью вне служебных обязанностей, а также знать меры предотвращения коррупции.
Проект закона о борьбе с коррупцией и проект закона о публичной службе, находившиеся на рассмотрении в Рийгикогу во время составления аудиторского отчёта, ставят значительный акцент на повышение эффективности общественного контроля и самоконтроля должностного лица. Осуществление этих мер предполагает резкое повышение уровня сознательности большого количества как чиновников, так и руководителей учреждений. В отличие от нынешней ситуации, когда руководитель официального учреждения обязан разработать организацию труда, препятствующую коррупции, планируемый закон не возлагает никаких обязанностей на руководство учреждения по части борьбы против коррупции. Государственный контроль рекомендовал конституционной комиссии Рийгикогу и Министерству юстиции всё же взвесить возможность внесения дополнений в рассматриваемый закон о борьбе с коррупцией, а именно возложить на руководителя учреждения обязанность применения мер контроля. Министр юстиции и конституционная комиссия согласились с данной рекомендацией.
По оценке Государственного контроля, министр регионального развития не обратил в своей деятельности достаточного внимания на развитие системы антикоррупционного контроля в местных самоуправлениях, и наглядным примером того является задержка в осуществлении положений Антикоррупционной стратегии на 2008-2012 гг.
Фоновая информация:
По данным международных исследований, позиция Эстонии в рейтинге восприятия коррупции в обществе не хуже, чем в других странах. В данном рейтинге Эстония опережает несколько старых стран-членов Европейского Союза, а также Латвию и Литву, являющиеся нашими постоянными партнёрами в разных рейтингах, из чего следует, что коррупция, по меньшей мере, в международном масштабе не является в Эстонии острой проблемой. Однако такой вывод не является подовом расслабиться, так как достоянием общественности нередко становится информация о случаях коррупции или подозрениях на наличие коррупции в государственных учреждениях и учреждениях местных самоуправлений, что в очередной раз указывает на наличие такой проблемы и в Эстонии.
Индекс восприятия коррупции за 2009 год, вычисленный организацией «Transparency International», составил в Эстонии 6,6 – это значит, что Эстония заняла 27 позицию в общем рейтинге стран. По данным исследования, в этом рейтинге ниже Эстонии оказались некоторые старые страны-члены ЕС, например, Испания, Португалия, Италия и Греция. Литва заняла 52 позицию, и Латвия 56 позицию. На вершине рейтинга оказались Новая Зеландия и Дания, индексы которых составили соответственно 9,4 и 9,3 (источник: http://www.transparency.ee/?s=1103).
Государственный контроль проверил, применяются ли в местных самоуправлениях предусмотренные в законах меры предотвращения коррупции, и выполняется ли должностными лицами, работающими в местных самоуправлениях, обязанность воздерживаться от действий и связей, приводящих к возникновению опасности коррупции.
Тоомас Маттсон
Руководитель коммуникационной службы Государственного контроля
640 0777
513 4900
[email protected]
-
Размещено
05.01.2010 15:16
-
Дата последнего изменения:
10.11.2015 17:59
-
Последний прoсмотр:
10.11.2015 17:59