Речь Государственного контролера Алара Кариса в Рийгикогу 12 ноября 2014 г. о проблемах финансов, экономики и развития Эстонского государства

12.11.2014 | 9:00

Размер шрифта: [-A] [+A]

Язык: EST | RUS | ENG

Распечатать

Уважаемый спикер, члены Рийгикогу!

Год завершается, и я вновь стою перед вами с годовым отчетом Госконтроля, который по возможности кратко и обзорно дает картину бухгалтерского учета нашего государства, государственных финансов и других проблем, обобщенных по результатам аудита. Да, этот отчет длиннее одного предложения: «Все в порядке, впереди нас ждет беззаботное будущее!». Этого обзор Госконтроля не обещает ни сейчас, ни, вероятно, в будущем.
Объясняется это универсальной ролью высших аудиторских органов в государственной системе и спецификой нашей деятельности – мы представляем независимый обзор. Прежде всего, наша задача состоит в донесении до ответственных лиц проблем, требующих решения. И, тем не менее, чтобы соблюсти баланс, начну с положительного.

С ведением бухгалтерского учета государства все в порядке, налоговые доходы поступают в госказну хорошо, цифры показывают, что у людей больше работы – это положительный момент. Люди больше покупают – и это хорошо. Цены растут медленно или вообще не растут, что опять же хорошо для покупателей товаров, но… Но такая картина не является целостной. Если рассматривать эти темы более подробно, следует признать, что картина больше не является такой понятной и становится все сложнее.
Таким образом, бухгалтерский учет государства и сопутствующая этому отчетность в порядке с точки зрения цифр, но в части того, что сделано для нас за эти деньги, мы знаем мало, или знаем только то, что нам показывают.

Финансы государства, которые по большинству сравниваемых показателей в Европе и даже в мире находятся на передовых позициях, все же становятся объектом дискуссий. Сможем ли мы убедительно объяснить Европейской комиссии, почему составленный бюджет по расчетам Эстонии находится в структурном равновесии, а по расчетам Европейской комиссии – нет?
Число работников и рост оплаты труда – показатели, несомненно, очень позитивные. Но будет ли эта тенденция устойчивой и отвечает ли она нашим экономико-политическим ожиданиям? Мы могли бы быть уверены в тенденции, если бы рост количества рабочих мест и заработной платы был обусловлен развитием инновационных и работающих на экспорт предприятий, на которых создается высокая дополнительная ценность и есть разумная организация труда, позволяющая обеспечить лучшую в Европе производительность.
Однако в части дополнительной ценности и инновации дела в Эстонии в последнее время продвигаются не очень успешно. Новый министр финансов правительства также написала полгода назад в своем блоге большую статью о перспективах экономики Эстонии, с тревогой отметив (цитирую): «Перспективы экономики Эстонии на ближайший период плохие. Причин много». Конец цитаты. У меня нет оснований сомневаться в словах министра.
В связи с вышеизложенным важно осознать, что наши расходы должны быть разумными, чтобы в результате государство сделало лучше жизнь всех людей в Эстонии.

Контроль над использованием и сохранностью государственного имущества больше не представляет собой пересчитывание денег в госказне. Задача Госконтроля, прежде всего, состоит в честном выявлении проблем и рисков управления. Это может многим не нравиться, но критерий «нравится – не нравится» не может лежать в основе отчетов Госконтроля и его работы в целом.

Поэтому я и говорю вам, что темпы развития экономики Эстонии замедляются или останавливаются, и нашему развитию мешает неспособность принимать решения. Понятно, что очень сложно выбрать сравнительную базу для оценки происходящего в обществе. Поэтому Госконтроль старается делать этот выбор, насколько это возможно, вне тех критериев, которые установило для себя правительство.

Если мы говорим о том, что Эстония в 2013 году не приблизилась существенно к средним показателям по Европе, то имеем в виду конвергенцию, т.е. понятие выравнивания с Европой, которое правительство записало в программу конкурентоспособности «Эстония 2020».

Уважаемые члены Рийгикогу.

Не будем забывать, что важнее всего не рейтинг или сравнение с другими, будь то близкие к нам государства Латвия и Литва. Важно, каково наше нынешнее положение и как мы можем продолжать развитие, если вообще можем? Это очень важный вопрос, если мы взглянем на экономическое развитие Эстонии и, исходя из этого, на изменение благосостояния всех нас.
Если вернуться на момент в начало 90-х, то, разумеется, можно сказать, что мы с головокружительной скоростью достигли, например, роста внутреннего валового продукта на душу населения. Также за период после восстановления независимости значительно увеличились доходы. Но мы пока лишь на половине пути к нашей цели.

Эти ускорения не были достигнуты без потерь, среди которых душевное и физическое здоровье людей, социальные отношения, среда и другие факторы. Готовы ли мы к новым ускорениям, которые для достижения цели должны быть еще более сильными, или нам будет достаточно разумности? Я ответа на этот вопрос не знаю, но знаю, что, например, в процессе развития экономики мы потратили значительные средства Европейского Союза, в числе прочего, на продвижение инновации и экспорта. Иногда удачно, а иногда нет, и это нормально. Но при этом не является нормальным то, что мы не извлекли из этого опыта главного урока – знания того, как достигать успеха в дальнейшем. Как быть успешным более эффективно?

На эту проблему указывал и наш прежний министр финансов, который сказал недавно, что инвестиции, т.е. распределение денег, не заменяет реформ, и только разумное инвестирование обеспечит рост экономики и увеличение числа рабочих мест. Цитирую: «…Начинать следует с честной оценки нашего экономического положения и с принятия иногда болезненных, но необходимых решений». Конец цитаты.
Звучит знакомо? Я верю, что это именно тот вопрос, на который я обращал внимание в прошлогоднем обзоре – какое государство мы можем себе позволить? Должен признать, что ответ на этот вопрос в течение года не был дан.
И все же наше новое ускорение должно исходить из более разумных и эффективных действий.

В своем нынешнем обзоре я во многих сферах обратил внимание на проблемы, связанные с отсутствием знаний. Например, реорганизация образовательной системы вроде только началось, но к чему конкретно она должна привести, чего планируется в результате добиться и к какому сроку, неизвестно. Точно так же можно охарактеризовать происходящее в части развития сланцевого сектора и экологических налогов.

Правда, политически определено, к какому времени следует принять решения, но не ясны многие необходимые для принятия решения комплексные факторы в сфере здравоохранения, окружающей среды, социального обеспечения и экономики, а также обстоятельства, влияющие на энергонезависимость.

Описанные в обзоре Госконтроля реорганизации в сфере образования и в сланцевом секторе связывает еще одна не заметная, на первый взгляд, проблемная черта – отсутствие сотрудничества на уровне государственного управления.

В отношении сланцевого сектора это означает слабое сотрудничество Министерства финансов и Министерства окружающей среды в деле разработки модели получения достойного дохода. В сфере образования же речь идет о недостаточном сотрудничестве Министерства образования и науки с Министерством финансов и местными самоуправлениями с той целью, чтобы упорядочение сети школ и модель финансирования сферы образования наконец обеспечили бы достойную оплату и престиж профессии учителя, а также мотивацию преподавательского состава ради лучшего образования наших будущих поколений.

Стоящие перед маленьким, не самым плотно заселенным государством с открытой экономикой проблемы управления хорошо обобщает проведенное в нынешнем году исследование финского инновационного фонда Sitra «Правительства будущего». По результатам исследования сделан вывод о том, что прежняя так называемая организация управления по принципу силосной башни не может решить стоящие перед государством проблемы. Будь то социальное обеспечение, услуги здравоохранения или образование.
На теме образования и учителей хотел бы остановиться немного подробнее. Ни в этом зале, ни в Эстонском государстве в целом больше никто не сомневается в том, что в образовании ключ к нашим будущим успехам. Начну с позитивного.

Усилия по повышению оплаты труда учителей заслуживают того, чтобы их отметить. Определение основных содержательных направлений обучения в течение всей жизни также не может не приветствоваться. При более подробном рассмотрении стратегии мы сталкиваемся с одной элементарной проблемой: как измерить и описать доходы учителей?

Если брать данные из официальных, доступных и общественности источников, то учителя следует приравнять к работнику образования, т.е. к гораздо более широкому кругу работников, чем только стоящий перед классом учитель.
Если добавить сюда различные базы данных о расчетной или действительно выплаченной заработной плате, то мы получим спорные результаты, вызывающие путаницу и дебаты. В то же время, конкретная проблема состоит в том, что нет ясного показателя, четко характеризующего изменение зарплаты учителя.
Если в последнее время правительство как раз и прилагало усилия по повышению зарплаты учителей, в результате чего увеличилась и средняя заработная плата, то при более масштабном рассмотрении, например, в сравнении со странами ОЭСР, по которым имеются самые свежие данные, учитель в Эстонии по своим доходам, к сожалению, прочно занимает последнее место.

При проведении аудита сферы образования, наряду с цифрами, выясняется и то грустное обстоятельство, что наша способная молодежь не выбирает профессию и карьеру учителя, и наши учителя стареют медленно, но неуклонно.
Если прибавить к этому неразбериху при упорядочении сети школ, которая в реальной жизни выражается в неравномерной доступности и в неровном качестве, то неизбежно возникает вопрос, почему центральное правительство заняло при разрешении проблем сферы образования позицию стороннего наблюдателя? Это политический выбор или нерешительность? Или нерешительность и есть политический выбор? В любом случае, такое поведение имеет свою цену и серьезное влияние.

Разумеется, в эволюционном развитии есть свои преимущества, оно, согласно природоведению, обеспечивает успех более сильным и умеющим приспосабливаться особям. К сожалению, такой подход не является при управлении своим государством наиболее разумным. За примерами далеко ходить не надо. И таким примером, о котором мы и в этот раз должны сказать в своем обзоре, является, конечно же, реформа самоуправлений.

Если я прежде говорил об отсутствии знаний в сфере экономики, образования и сланца, то реформа самоуправлений – это тема, по которой за многие годы собрано достаточно знаний. Но нет решения об активном вмешательстве государства. Если вернуться к необходимости ускорения экономического развития Эстонии в прежнем или еще более быстром темпе, то осознанное и учитывающее особенности разных мест Эстонии и их сильные стороны региональное развитие является как залогом успеха, так и прямым вкладом в повышение благосостояния жителей Эстонии. Без реформы самоуправлений доступность общественных услуг для жителей Эстонии будет становиться все более неравной, а качество все более неодинаковым.

Уважаемые слушатели, в нынешнем году я не буду подробно останавливаться в своем выступлении на известных всем серьезных проблемах, касающихся социальной сферы, включая финансирование системы здравоохранения. Об этом вы можете прочитать в обзоре Госконтроля, а с вопросами реформы трудоспособности вы могли познакомиться подробнее на прошлой неделе на проходивших здесь дебатах, а сегодня – и при рассмотрении проекта. О проблемах доступности открытых данных и о недостатках проверок, обеспечивающих защищенность информационных систем, вы тоже можете узнать из обзора. Эти приведенные в обзоре Госконтроля темы, связанные со сферой информационных технологий, всего лишь введение. В последующие годы Госконтроль планирует более широко рассмотреть направления развития э-Эстонии.

Уважаемый Рийгикогу.

Я говорил в этом зале и ранее, что особенно представители партнеров по коалиции в Рийгикогу должны быть заинтересованы в том, чтобы деятельность исполнительной власти больше основывалась на знаниях. Говорю это еще раз, расширяя этот посыл на весь состав Рийгикогу. Именно вы можете требовать от исполнительной власти осознанного поведения, например, не утверждая имеющие серьезные недостатки проекты или однобокие отчеты об успехах.

Именно вы в итоге принимаете решения о серьезных реформах, вы можете диктовать темп этих реформ. И Госконтроль хочет оставаться в этой работе вашим полезным партнером, в том числе в части настоящего обзора.
Еще о партнерстве. Недавно мне представили сравнительное исследование о влиянии результативных аудитов, проведенное в высших аудиторских инстанциях Северных стран. В этом исследовании свою оценку влияния аудита дали около 120 чиновников Эстонии, которые по сути соприкасались с аудитами Госконтроля.

Приведу два заслуживающих внимания обстоятельства:
во-первых – считается, что результативные аудиты Госконтроля Эстонии в большой степени обусловливают изменения, особенно в сравнении с другими Северными странами,
а также
во-вторых – Эстония явно отличается тем, что члены Госконтроля не пользуются данными аудита, чтобы вызвать изменения и заставить исполнительную власть нести ответственность за результаты своей деятельности.

Ярким, в плохом смысле, примером последнего аспекта является, например, обсуждение, которое состоялось в этом году на заседании комиссии по контролю над госбюджетом в конференц-зале Рийгикогу. В ходе обсуждения рассматривались замечания Госконтроля, приведенные в аудите сферы э-здравоохранения, и в нем принимали участие члены комиссии Рийгикогу, а также руководители и чиновники высшего звена сферы здравоохранения Эстонии. Министерство социальных дел направило в качестве своего представителя чиновника, исполняющего обязанности начальника отдела. Чиновник, поставленный в такую сложную ситуацию, проявил себя хорошо. Но ни одного ответственного обещания по изменению ситуации за министра не может дать ни один даже самый хороший чиновник. И это, уважаемые члены Рийгикогу, неприемлемое поведение, с этим не должны соглашаться вы, с этим не будет соглашаться и Госконтроль.

Поэтому призываю в дальнейшем проводить обсуждения аудитов Госконтроля в присутствии канцлера или министра, поскольку основная часть рекомендаций, приведенных в отчете Госконтроля, адресована министру. Также ожидаю, что результативное сотрудничество Рийгикогу и Госконтроля приведет к повышению требований к представляемой правительством информации. Мы не можем соглашаться с пустыми отчетами и общими разъяснениями, которые не дают нам реального обзора ситуации, но на составление которых были впустую затрачены время и деньги налогоплательщиков.
Со своей стороны заверяю, что мы будем продолжать развивать компетентность своих аудиторов и улучшать информированность о результатах работы Госконтроля. По-прежнему считаю крайне важным обеспечить способность Госконтроля по проведению аудита сферы внутренней безопасности и обороны. Рост способности проведения аудита данной сферы во многом зависит в настоящий момент от решений финансовой комиссии Рийгикогу и Рийгикогу в целом.

И в заключение. В этом году мы в своем обзоре наряду с проблемами четко указали и конкретные рекомендации. Примите их как напоминание, вдохновение или решения, которые можно превратить в проекты законов или сформировать свои позиции для принятия решений. Могут подтвердить, что и в дальнейшем Госконтроль будет следить за развитием важных отраслей, выделяя риски и проблемы, чтобы вы могли выполнять свою работу в этом зале как можно лучше.

Перед приближающимися выборами в Рийгикогу хотел бы напомнить еще раз, что все отчеты Госконтроля можно легко и бесплатно найти на сайте Госконтроля. Для продвижения в Эстонии культуры управления и принятия лучших решений призываю вас ознакомиться с ними. Делайте это смело, открыто и последовательно, а не так, как действовали крестьяне в саду священника Одья в романе Августа Гайлита «Экке Моор».

Благодарю за внимание.

  • Размещено 12.11.2014 9:00
  • Дата последнего изменения: 11.12.2014 15:05
  • Последний прoсмотр: 11.12.2014 15:05